НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА КАФЕДРЕ

 

 

Научная работа кафедры БиГО определяется как комплексное исследование в трех направлениях: геоэкология и биоразнообразие, здоровье населения и среды, педагогические инновационные исследования.

Тема «Геоэкология» представлена исследованиями в области геохимии ландшафтов Владимирской области, включая загрязнение ландшафтов тяжелыми металлами и вопросы глобального потепления.

Тема «Биоразнооразие» включает изучение особенности видового состава различных представителей флоры и фауны, в том числе на особо охраняемых природных территориях Владимирской области.

Тема «Здоровье населения и среды» включает исследование антропометрических, социометрических и функциональных характеристик учащихся школ и вузов.

Вторая часть темы включает тестирование интегрального показателя здоровья среды в виде отклонения в асимметрии среди живых организмов.

Стабильность развития как способность организма к нормальному развитию (без нарушений и ошибок) является чувствительным индикатором состояния природных популяций и позволяет оценивать суммарную величину антропогенной нагрузки.

Наиболее простым и доступным для широкого использования способом оценки стабильности развития является определение величины флуктуирующей асимметрии билатеральных морфологических признаков. Она представляет собой отклонения от строгой билатеральной симметрии вследствие несовершенства онтогенетических процессов и проявляется в незначительных ненаправленных различиях между сторонами (в пределах нормы реакции организма). Получаемая интегральная оценка качества среды является ответом на вопрос – какова реакция живого организма на неблагоприятное воздействие, которое имело место в период его развития.

 

МЕТОДИКА

Назначение методики

Предлагаемые методические рекомендации утверждены распоряжением Государственной службы охраны окружающей природной среды (Росэкология) МПР РФ от 16.10.2003 №460-р.

Под качеством среды понимается ее состояние, необходимое для обеспечения здоровья человека и других видов живых существ. Степень отклонения среды от нормы определяется по состоянию населяющих ее живых организмов, которое в свою очередь, определяется по нарушению стабильности развития наиболее массовых (фоновых) видов и оценивается по пятибалльной шкале:

Стабильность развития в баллах

(Качество среды)

1-ый балл Условно нормальное.

2-ой балл Начальные (незначительные) отклонения от нормы.

3-ий балл Средний уровень отклонений от нормы.

4-ый балл Существенные (значительные) отклонения от нормы.

5-ый балл Критическое состояние.

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Проведение оценки качества среды, ее благоприятности для человека необходимо для:

•           определения состояния природных ресурсов;

•           разработки стратегии рационального использования региона;

•           определения предельно допустимых нагрузок для любого региона;

•           выявления зон экологического бедствия;

•           при проведении работ по ОВОС, проектировании, строительстве, реконструкции и перепрофилировании предприятий;

•           оценки эффективности природоохранных мероприятий;

•           создания особо охраняемых природных территорий.

 

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Оценка качества среды предполагает анализ наиболее обычных фоновых видов (модельных объектов) разных групп животных и растений.

Для ряда видов из различных групп были разработаны шкалы балльных оценок состояния организма и приведено описание признаков, рекомендуемых для проведения такой оценки: Растения, Насекомые, Рыбы, Амфибии, Рептилии, Птицы, Млекопитающие.

Проведение оценки качества среды, ее благоприятности для человека необходимо для:

• определения состояния природных ресурсов;

• разработки стратегии рационального использования региона;

• определения предельно допустимых нагрузок для любого региона;

• выявления зон экологического бедствия;

• при проведении работ по ОВОС, проектировании, строительстве, реконструкции и перепрофилировании предприятий;

• оценки эффективности природоохранных мероприятий;

• создания особо охраняемых природных территорий.

Для оценки качества среды используются наиболее обычные фоновые виды растений и животных, указанные в этих методических рекомендациях. При отсутствии в районе исследования видов, указанных в настоящих методических рекомендациях, возможно использование других видов, по согласованию с разработчиком настоящих методических рекомендаций.

Ожидаемые конкретные результаты: Эффект исчисляется по выполнению работ и по данным полученным при аналогичных типах работ в Московской и Калужской областях ориентировочно составляет 100-200 тыс. руб. в год. Эффект складывается из экономии средств на медицинское обслуживание населения, развитие эколого-биологического образования в районах области. 

Имеющийся научный задел по предлагаемому проекту:

Работа по мониторингу растений проводится с 1999 года. Опубликованы около 20 научных работ по теме, а также результаты доложены на внутривузовских, всероссийских и международных конференциях в виде тезисов. Среди них: два выступления на конференции в Московском областном педагогическом университете (г.Орехово-Зуево) и доклад на семинаре в МГУ им.М.Ю.Ломоносова (кафедра общей экологии). Работа по определению стабильности различных видов цветковых в условиях аридного климата проводилась в Восточной Африке (Танзания) в 2010-13гг.

Педагогические инновационные исследования проводятся в области преподавания биологии, экологии и химии. Основные направления: использование современных средств обучения, развитие творческих способностей школьников, экологическое образование и воспитание.